Обслуживание — залог долгой работы

Основным достоинством окрасочных аппаратов безвоздушного распыления является их экономичность. Экономичность достигается за счет отсутствия облака красочной пыли, неизбежно возникающего при воздушном методе распыления. Помимо этого, при безвоздушном методе распыления краска ровней ложится на окрашиваемую поверхность – таким образом, достигается необходимая толщина слоя, что обеспечивает высокое качество окраски. Пневматические поршневые насосы агрегатов безвоздушного распыления питаются от сети сжатого воздуха.
Аппарат безвоздушного распыления отличается высокой надежностью: соединения насосов, поршни и цилиндры, запорные шарики и вентили, резьбовые соединения и штуцера имеют высокую прочность, что увеличивает срок эксплуатации аппарата в целом. Все это обеспечивает надежную работу в течение длительного времени — при соблюдении всех правил эксплуатации ресурс аппарата практически не ограничен. Длительный срок службы и легко заменяемые детали снижают время простоя и цену эксплуатации, а снижение количества деталей облегчает сервис и позволяет проводить ремонтные работы быстрее и надежнее. Подготовка к работеПеред началом работы со стандартным аппаратом безвоздушного распыления, надлежит сделать ряд важных проверок. Сначала, следует убедиться, что аппарат рассчитан на давление, необходимое для проведения работ. Для этого нужно рассмотреть вязкость материала, который нужно распылить, длину шлангов, и диаметры наконечника. Номинальная скорость аппарата безвоздушного распыления — 60 циклов в минуту (cpm); однако, чтобы уменьшить износ, надлежит установить среднюю скорость насоса в 25-30 cpm. Благодаря медленному ходу износ поршн я незначителен даже при крупных соплах и материалах с высоким сухим остатком. Аппараты безвоздушного распыления могут работать с водосодержащими ЛКМ (вододисперсионные краски, акриловые латексные краски, силикатные краски, силиконовые краски), а также использоваться для распыления высоковязких материалов с высоким сухим остатком (до 100%) — грунтовок, мастик высокой вязкости на основе масел смол, полимеров, уретанов, битумных и эпоксидных материалов. Детали насоса имеют коррозионностойкое покрытие, защищающее их от ржавчины. Таким образом, аппараты универсальны для использования как с водоразбавляемыми ЛКМ, так и с ЛКМ с любыми другими разбавителями — уайт-спиритом, сольвентом, разбавителем для масляных красок или скипидаром.
Слишком густые или слишком жидкие ЛКМ могут быть причиной плохого качества покрытия или неравномерной структуры струи распыления. Чтобы избежать этого, нужно отрегулировать вязкость распыляемой жидкости в соответствии с инструкциями изготовителя ЛКМ.
Перед началом окраски следует проверить гайку уплотнения и залить состав для уплотнения горловины (TSL). При частом использовании аппарата надлежит ежедневно проверять все шланги, трубки и соединения — и в случае необходимости подтягивать все соединения. В том случае если соединения не затянуты должным образом, в распыляемой краске могут присутствовать пузырьки воздуха. Для уплотнения соединений можно использовать совместимый жидкий герметик или тефлоновую ленту.
Помимо этого следует помнить, что при прохождении краски по шлангам высокого давления образуется электростатический заряд. Перед началом работы следует проверить заземление аппарата для предотвращения накопления статического электричества.При ежедневной эксплуатации аппарат необходимо проверять как перед покраской, так и после покраски. Перед началом работы нужно обязательно прочистить магистраль: для этого надлежит выставить минимальное давление в 2,8 бар, и начать подачу воздуха. Очистка магистрали должна проходить только при наличии краски – холостой ход может привести к выходу аппарата из строя. При этом для предотвращения износа и во избежание засорения, окрасочный пистолет должен быть без окрасочного сопла. Во время прочистки магистрали следует контролировать ход поршня — слишком быстрый ход поршня может привести к серьезной поломке. Когда насос работает должным образом, поршень движется гладко и равномерно. Если помпа во время работы начинает ускоряться или работает слишком быстро, аппарат следует незамедлительно выключить и проверить подачу лакокрасочного материала. При малой подаче поршня в обоих направлениях причиной может быть износ уплотнений поршневого насоса. В этом случае надлежит разобрать поршневую линию и заменить уплотнения. Причиной неравномерного хода, непостоянной или высокой скорости поршня, а также того, что насос не держит давление на остановке, может быть износ клапанов и уплотнений. В этом случае надлежит провести обслуживание клапанов и уплотнений и в случае необходимости – заменить их.
Наиболее распространенная причина выхода аппаратов безвоздушного распыления из строя – нарушение правил эксплуатации. Неправильное использование аппарата может привести к его неисправности, а нарушение техники безопасности — к серьезным травмам обслуживающего персонала. Этого можно избежать, надлежащим образом проинструктировав персонал, который будет работать с аппаратом. Не следует допускать к работе на аппаратах безвоздушного распыления, персонал, не имеющий надлежащей квалификации для работы на данном оборудовании. Кроме того, инструкция к аппарату всегда должна находиться непосредственно на участке работ. Свободный доступ к технической документации уменьшит время, затрачиваемое на обслуживание аппарата.Требования к воздушному двигателю Так как воздушный двигатель не входит в контакт с краской, он менее подвержен износу, нежели другие узлы аппарата. Однако при использовании сжатого воздуха низкого качества, повышенный износ, и как следствие — длительный ремонт воздушного двигателя, становятся неизбежными. Одна из самых больших проблем — влажность. Окрасочные аппараты безвоздушного распыления с пневматическим приводом должны быть укомплектованы эффективной системой фильтрации сжатого воздуха. Фильтрация воздуха на входе в аппарат помогает предотвратить простои оборудования связанные с попаданием в воздушный мотор большого количества конденсата и масел. В дополнение к обслуживанию на воздушном резервуаре компрессора, желательно, добавить влагоотделительный фильтр непосредственно к воздушной магистрали.
Воздушный двигатель может быть подвержен обмерзанию. Вследствие этого аппарат работает очень медленно. В этом случае, насос нужно остановить, и подождать когда воздушный двигатель оттает. Для того чтобы избежать замерзания мотора возможно использование нагревателей или других систем удаления льда. Некоторые системы безвоздушного распыления оснащаются воздушными моторами, построенными по технологии ANTIFREEZE. Благодаря внутренней геометрии мотора и системе активной смазки механизма воздушный мотор ANTIFREEZE в наименьшей степени подвержен обмерзанию.КонсервацияВ том случае если предстоит длительная консервация аппарата, по завершении последней окраски его следует промыть спиртом или легким маслом. Для того чтобы избежать окисления рабочих поверхностей во время консервации, все рабочие детали насоса надлежит смазать. При длительных перерывах в работе аппарата, рекомендуется залить легкое минеральное масло в систему забора и подачи краски. Аппарат после длительной консервации подлежит обязательной проверке – перед повторным вводом окрасочного аппарата в эксплуатацию необходимо проверить уровень масла, а также разобрать и промыть фильтрующие элементы. Эксплуатация аппаратаПри эксплуатации аппарата всегда надлежит использовать наименьшее давление, при котором возможно получение желаемого результата. При наибольшем давлении неэкономично расходуется материал, кроме того, это может привести к преждевременному износу помпы и сопла. В случае использования быстросохнущих ЛКМ, а также материалов с высоким содержанием сухого остатка, рекомендуется использовать реверсивные сопла, позволяющие производить очистку без демонтажа сопла и использования специальных приспособлений.
По окончании промывки следует остановить аппарат в нижней точке хода поршня, после чего следует сбросить давление в системе. Помимо этого после окончания покрасочных работ необходимо слить конденсат, скопившийся в влаго-маслоотделительном фильтре. После каждой покраски надлежит промывать аппарат уайт-спиритом или другим растворителем. Следует использовать только жидкости и растворители совместимые со смачиваемыми частями оборудования. Не рекомендуется использовать для промывки аппарата воду или кетоновый растворитель. Промывка аппарата производится по тому же принципу что и покраска: вместо ЛКМ в емкость для краски заливают растворитель и прогоняют через систему до тех пор, пока на выходе не будет растворитель без примеси краски. При промывке окрасочный пистолет также должен быть без окрасочного сопла – сопло промывается отдельно. Фильтрующий элемент после очистки желательно разобрать и в случае необходимости – промыть.
Основной причиной возникновения неполадок при эксплуатации аппаратов безвоздушного распыления, является отсутствие смазки на поршневом штоке – в этом случае на нем остается краска, которая, высыхая, разбивает сальники. Крупная фракция, содержащаяся в краске, имеет больший удельный вес и оседает на манжетах поршневого насоса, превращаясь, по сути дела, в абразив. Чтобы насос работал дольше он, обязательно требует смазки — смазка не дает откладываться на поршневом штоке крупным фракциям краски. Соблюдение всех вышеперечисленных правил эксплуатации обеспечивает высокое качество окраски и бесперебойную работу аппарата на протяжении длительного срока. Если же аппарат по какой-либо причине все-таки вышел из строя, неисправность должна устраняться только службой сервиса или заводом-изготовителем.