Пленки по борту, чтобы защищать суда

Эта статья — не объявление войны краске. Но факт, что во многих прикладных областях сегодня — от покрытий ванных до железнодорожных, различные типы пленки вытесняют традиционные покрытия (краски). Иногда пленка полностью заменяет краску, иногда дополняет существующее покрытие. Пример последнего вида применения — желтые такси на улицах Осло. Все они оклеены желтой пленкой, чтобы предать машинам корпоративную аутентичность и в то же самое время, защитить лакокрасочное покрытие транспортного средства, чтобы, при продаже машины через нескольких лет, внешне она выглядела как новая. Эта статья описывает возникновение и становление пленочной технологии применительно морской среды.
Из историиИдея применения пленок как защитных покрытий пришла в голову Тому Бентсену (Tom Bentsen), который много лет управлял бизнесом, основанным на наклейке эмблем и надписей компаний на фургоны, автомобили и автобусы. Он хотел расширить свой бизнес, выйти на новые рынки с этой же технологией: наносить большие эмблемы и надписи на корпуса судов. В 1980-х, он начал привлекать клиентов и бизнес начал быстро развиваться. Надписи достаточно крупные в размерах, наибольший достигал до 80 метров в длину и 4 метра в высоту. Через какое-то время замечалось, что, когда эмблемы должны были быть заменены или восстановлены, под слоем пленки не возникает ржавчина, когда остальная поверхность подвергалась воздействию коррозии. После повторных случаев наблюдения, Бенсен предложил использовать пленку как систему защиты от коррозии. Он разработал толстую самоклеющуюся пленку из винила без содержания кадмия толщиной в 100 микрон. Компания Норск Гидро (Norsk Hydro) была одной из первых, выказавшей заинтересованность в изделии. В июне 1998, пленкой оклеили южную стену (1000 м2) жилых помещений компании на платформе Браг (Brage) в Северном море.
Нанесение было сделано вручную после подготовки поверхности и ремонта дыр. Фактически, метод схож с оклеиванием стен обоями. Инспектор Frosio декларировал, что после двух лет в службы, пленка находиться в превосходном состоянии и выглядит как новая. Было очевидно присутствие физического повреждения пленки от контакта с контейнерами на палубе; однако, не было никакого признака ржавчины в этих местах. Полное заключение гласило, о том что поверхность оклеенная пленкой не подверглась коррозии. Это было подтверждено осмотром через 5 лет, который снова подтвердил высокоэффективность пленочного покрытия.
В 1999, в Стена Лайн (Stena Line) согласились использовать пленку в качестве замены для покрытия на одном из своих быстроходных паромов. Каризма (Carisma) был оклеен пленкой в сентябре 1999. Систематические осмотры инспектором подтвердили высокое качество работы пленочных покрытий. В Стена сообщили, что после четырех лет службы с момента нанесения покрытия, пленка не подверглась изменению цвета, и уровня блеска. Компания также сообщила, что пленочные покрытия не требует частой чистки корпуса судна: сильный ливневый дождь может очистить судно самостоятельно.
Параллельно с первым опытом нанесения, пленки были испатаны на соответствие норвежским стандартом NORSOK, для новой загрунтованной стальной поверхности и для окрашенной. Сертификация была пройдена успешно. Так же, пленки были одобрены независимым классификационным и сертификационным обществом Det Norske Veritas (DNV), как покрытия для судов и морских конструкций.
ПленкаКак упомянуто ранее, пленка – самоклеющееся покрытие из винила толщиной в 100 микрон. Уникальность пленки не в виниле, а клее, который применяется. Он отличен от традиционных, используемых для нанесения логотипов и надписей. Клей акриловый, продолжительного действия, специально разработанный для морской среды. В течение транспортировки, хранения и подготовки, клеевой слой защищен специальной бумагой, которая удаляется непосредственно перед нанесением.
Подготовка поверхности схожа подготовке, проделываемой перед нанесением краски или покрытия. Наиболее важно, чтобы поверхность была чиста и свободна от любого жира или масла. Рекомендуется полное обезжиривание поверхности. Любой ржавая поверхность должна быть очищена абразивом до степени Sa 2 ½, затем загрунтована праймером на основе цинка или алюминия. Пленка может быть нанесена после обезжиривания на алюминиевые основания без предварительного нанесения грунта. Так как пленка наносится вручную, проверка качества подготовки поверхности выполняется во время нанесения. Скорость применения будет зависеть от поверхности применения: сколько окон, кронштейнов, заклепок, сложность доступа, и т.д. Высококвалифицированный рабочий может нанести до 30 м2 за час на плоской поверхности, в то время как недавно обученные рабочий — 10-15 м2/час.
Опыт нанесения названий пленками на судна и в других областях указывает на долговечность покрытий — 10-12 лет, в зависимости от износа, возможно и больше. Пигменты, используемые в цветных пленках, высокого качества, пленка не теряет свой цвет в течение, по крайней мере, семи лет.
Виниловые пленки защищают металлические поверхности против коррозии, создавая барьер для воздуха и воды, подтвержденный испытаниями и опытом применения.
Вслед за первым опытом нанесения покрытий, пленочная технология использовалась на следующих судах: супертанкеры MV West Queen and West Lynda, Суперпаромы 12, 16, 17, и 18 для Аботиз Йебсен (Aboitiz Jebsen) в Филиппинах; а также на быстрых паромах, Драупнер и Принсен (Prinsen), в Норвегии, так же как Каризма (Carisma) в Швеции. Наибольшему пленочному покрытию подверглись паромы Феервезер (Fairwether) и Ченега (Chenega) новой постройки на верфи Деректор (Derecktor) в Штате Коннектикут, США; Бенчигуа Экспресс (Benchijigua Express) и Хайспид 5 (highspeed), построенные в Южном в Перте, Западная Австралия. Одним из последних судов покрытым по пленочной технологии являлось Джет Кет Экспресс (Jet Cat Express) построенное братьями Николас (Nichols) на Острове Видбей (Whidbey), Вашингтон, США.
В ЗаключениеУспех технологии виниловых пленок как коррозионностойких и декоративных систем подтвержден эксплуатацией в морской среде. Технология предназначена для использования на судах и стационарных нефтяных установках. Пленка имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционной краской для покрытий корпусов судов, надстроек судов и стен жилых помещений на нефтяных платформах. Есть три главных причины для применения пленки, а не краски в качестве защитного покрытия: экологический, экономический и эстетический.