Ученье-свет


На современном этапе развития рынка и производства человеческий капитал и высокая квалификация персонала, наряду с применением новых технологий, являются наиболее важными факторами успешности функционирования предприятий и их роста, основным условием привлечения инвестиций в ту или иную сферу бизнеса. Все это в полной мере относится и к рынку антикоррозионных работ, который представляет собой один из самых высокотехнологичных и растущих секторов экономики. Антикоррозийная защита является одним из способов сохранения эксплуатационных качеств действующих производств и поддержания конструкций в работоспособном состоянии. Поэтому технологический и организационный рывок в сфере антикоррозионной защиты является необходимым условием развития и других секторов экономики. Для использования же высокотехнологичного дорогостоящего оборудования необходим квалифицированный, специально обученный персонал.
В данной отрасли все более востребованными становятся такие специальности, как: промышленный альпинист, маляр (высококвалифицированный окрасчик металлоконструкций), контролер малярных работ, пескоструйщик, слесарь по ремонту технологического оборудования, электромеханик. Кроме того, потребность в этих специалистах существует и в таких отраслях, как машиностроение и автомобилестроение, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, а также на предприятиях цветной и черной металлургии.
Актуальность обучения специалистов-антикоррозийщиковВ связи с востребованностью высококвалифицированных кадров в указанных специальностях, резко повышается значение специального образования и обучения в сфере антикоррозионной защиты. Актуальность и необходимость подобного обучения в полной мере осознается российскими предприятиями. «Обучение персонала в сфере антикоррозионной защиты очень важно для нас. Ежегодно обучение проходит весь инженерно-технический персонал нашего предприятия и, прежде всего, руководители работ, бригадиры, мастера», — говорит Денис Александрович Задорин, инженер-технолог ООО «Мюльхан Морфлот». По его мнению, «обучение дает свои результаты и напрямую сказывается на повышении квалификации сотрудников и качества работы. Прежде всего, сотрудники учатся не просто выполнять те или иные операции, а понимать физические и химические процессы, происходящие с покрытиями и поверхностью металла. Это помогает при выяснении причин тех или иных нюансов и проблем, возникающих в ходе работы, и их устранении». Кроме того, как считает Денис Александрович, «повышение осмысленности выполняемой работы способствует и повышению мотивации персонала, что также сказывается на росте производительности и качества труда».
Гендиректор компании ВЫСО Андрей Владимирович Михайлов подчеркивает другой аспект влияния обучения специалистов-антикоррозийщиков: «Несмотря на затраты, обучение в любом случае приносит пользу, т.к. позволяет оптимизировать расход материалов и повысить надежность выполняемых работ, снизив тем самым потери нашей компании», — отмечает он.
Обучение основам антикоррозионной защиты важно не только для технического персонала и инженеров, но и для менеджеров: «Не зная теоретических основ той области, в которой они работают, сотрудники компании не могут продуктивно заниматься продвижением наших услуг и товаров», — утверждает менеджер по продажам компании «Интернэшнл Пэйнт (Ист Раша) Лтд» Андрей Васильевич Чураев.
Проблемы в сфере обучения  антикоррозионной защитеОднако, несмотря на все более активное развитие сферы услуг по обучению антикоррозийщиков, в данной области существует множество проблем. Различные аспекты тех сложностей и вопросов, которые появляются по мере роста рынка образовательных услуг в сфере антикоррозионной защиты, отмечают как учебные центры, оказывающие такие услуги, так и их клиенты – предприятия отрасли антикоррозионных работ.Представители предприятий отмечают, прежде всего, экономическую сторону вопроса: «Основной проблемой в сфере обучения персонала для нас является необходимость сотрудничества с иностранными учебными центрами, которое стоит весьма дорого» — говорит Андрей Чураев. Между тем сотрудники других компаний считают, что и обучение в российских центрах затратно и может не окупиться.
Другой проблемой является качество получаемых знаний. Так, Денис Задорин считает ключевой проблемой в сфере антикоррозионного обучения «исключительно теоретический характер получаемых знаний». «Я не знаю в России ни одного центра, который бы обучал применению этих знаний на практике», — говорит он.Еще одна проблема связана со спецификой профессии. По словам Андрея Михайлова, «не всех можно научить, даже если отправить на самые лучшие курсы. Даже в сфере лакокрасочных работ, в профессии маляра, необходим определенный уровень способностей и таланта, необходимо призвание, которое есть не у всех».
Дополнительные сложности возникают, по мнению Андрея Чураева, из-за «дремучести» заказчиков: «Они не готовы потреблять те услуги и технологии, которым мы обучаем наших сотрудников, предпочитая пользоваться старыми способами обработки поверхности и нанесения лакокрасочных материалов». Как отмечает Андрей Чураев, «обучать нужно не только рабочих, но и, в некотором смысле, заказчиков, доносить до них информацию и знания о новых формах и технологиях работы, о новых материалах и оборудовании. Для этих целей мы проводим различные презентации, семинары, встречи, на которых демонстрируем преимущество современных материалов, экономическую целесообразность их применения».
И наконец, одной из самых серьезных проблем, которую отмечает Андрей Васильевич, является отсутствие в России каких-либо норм и стандартов обучения. «В России отсутствует достаточно разработанная нормативная база в этой области, поэтому приходится руководствоваться либо стандартами предприятий – производителей, либо международными нормами», — говорит он. Обращение же к международным стандартам и учебным центрам (например, норвежский «Фрозио») является затратным, о чем уже говорилось выше, поэтому не все предприятия готовы идти на то, чтобы отправлять своих сотрудников на стажировки за рубеж.
Организаторы учебных курсов начинают именно с проблемы стандартов образования в области антикоррозии. Так, Наталья УсачЕва, координатор учебного центра ВЫСО, сообщает: «Обучение по различным специальностям в той или иной степени осуществляется государственными учебными заведениями, но образовательные стандарты не соответствуют потребностям реального рынка труда, потребностям предприятий-заказчиков, а образовательные программы требуют кардинального изменения».
Расширение рынка образовательных услуг по обучению рабочим профессиям, которые востребованы в отрасли антикоррозии, с одной стороны, и отсутствие в государственных образовательных стандартах и учебных программах специфики профессий, необходимых в отрасли — с другой, приводит к тому, что сеть учебных центров, занимающихся специальной подготовкой рабочих расширяется. Однако число учебных центров, предоставляющих полный спектр образовательных услуг на должном уровне, очень мало. В основном подобные учебные центры располагаются в г. Москва и Санкт-Петербург, существуют также центры в городах Ростов-на Дону, Самара, Астрахань, но повышение квалификации, например, проводят только 20 % существующих учебных центров. Все курсы при этом в основном отличает их краткосрочность (продолжительность 2 – 3 недели, от 72 часов до 118). Занятия предполагают получение навыков по промышленному альпинизму, т.е. непосредственно технике производства работ на высоте. Несомненно, что производство антикоррозионных работ на высоте связано с множеством рисков, в связи с чем обучающиеся должны получать качественное обучение, позволяющее без дополнительных рисков для жизни и здоровья выполнять необходимые работы. Однако, эти альпинистские навыки – лишь часть необходимого учебного материала.
По мнению Натальи Усачевой, основные проблемы существующих учебных центров можно свести к следующим:- минимальная программа обучения (при этом в связи с отсутствием закрепления полученных навыков увеличение рисков при производстве работ)- освещение только части необходимого материала (производство работ на высоте, как максимум теоретические знания по антикоррозионной защите)- отсутствие практических навыков работы с оборудованием- отсутствие системы обучения и повышения квалификации- стоимость курсов при их краткосрочности и минимизированных программах обучения является высокой.
Как видно, часть выделенных проблем совпадает и с мнением предприятий, сотрудники которых проходят обучение в том или ином центре.
По сути, на данный момент в России существует только один центр, который справляется с этими проблемами и соответствует ожиданиям заказчиков – это петербургский центр «Прометей», работающий на все регионы России, а также стран СНГ и Балтии. Данный центр работает по программе, разработанной им самостоятельно на основе международных стандартов. Учебный центр «Прометей» непосредственно связан с одноименными ЦНИИ КМ и аттестационным центром «Прометей». Учебный центр организует обучение, а аттестационный – выдает сертификаты. Последний также и сам имеет сертификат, полученный в соответствии с «Законом о техническом регулировании» ГОСТа и Морским регистром судоходства Российской Федерации. Учебный и аттестационный центры совместно проводят экзамен, после чего выдают аттестат. Кроме «Прометея», по словам руководителя УЦ «Прометей» Вениамина Дмитриевича Пирогова, «никто в России не обладает соответствующими сертификатами и, хотя учить может каждый, но выдавать аттестаты можем только мы». При этом «Прометею» приходится работать по международным стандартам. «Хотя мы и говорим о российских стандартах, но число документов по ним не превышает 30, а международных – более 100», — поясняет Вениамин Дмитриевич. УЦ «Прометей» занимается подготовкой маляров, технологов, директоров, менеджеров, инспекторов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и умеющих качественно и с использованием современных средств провести контроль очистных и окрасочных работ на соответствие международным стандартам. В то же время УЦ «Прометей» не может позволить себе организовать учебные центры в других регионах, так как основной учебный состав, техническая база, разработанные методики преподавания находятся в Санкт-Петербурге. Контролировать же удаленные учебные центры на соответствие стандартам либо проводить выездные семинары, по словам Вениамина Дмитриевича, не представляется возможным.
Пути решения проблемВ такой ситуации у предприятий остается по крайней мере три выхода. Первый – это проведение исключительно внутреннего обучения. Так, инженер по технике безопасности ЗАО «СибАльпИндустрия ГК ЛИК» Николай Александрович Исупов (г. Омск), говорит: «Мы проводим в основном внутреннее обучение наших сотрудников, прежде всего по технике безопасности, работе с оборудованием и промышленному альпинизму, а также собственно лакокрасочным работам, которые должны у нас проводиться в соответствии со шведскими стандартами обработки поверхности. Обучаем мы как новых сотрудников, только начинающих, так и тех, кому требуется подтверждение квалификации. Лишь единицы, опытных бригадиров и мастеров, мы посылаем в учебные центры, например, в Петербурге, для того, чтобы они в последующем могли сами обучать рабочих». При этом основная мотивация отказа от услуг удаленных крупных учебных центров – высокая затратность: «Обучение в учебных центрах затратно, мы же своими силами вполне способны бесплатно научить сотрудников тому, что они должны знать и уметь. Несколько чаще мы направляем сотрудников в центры обучения высотным работам и промышленному альпинизму», — сообщает Николай Александрович. При этом никаких специальных программ не разрабатывается, т.к. в этом нет потребности, решения о том, чему и как учить, принимаются комиссией в составе инженера по технике безопасности, главного механика, главного инженера и бригадиров.Однако, как считает Вениамин Дмитриевич Пирогов, «попытки предприятий самостоятельно наладить учебный процесс приводят к нулевой результативности». Как утверждает Наталья Усачева, «эффективна организация обучения самими предприятиями лишь в том случае, если обучение организуется и проводится высококвалифицированными специалистами и его результаты эффективны при производстве работ». Тем не менее, по мнению Вениамина Пирогова, из 1200 специалистов, которых обучил центр «Прометей», не более 50 могут действительно работать инспекторами и сами обучать кого-либо. Такой же точки зрения придерживается директор ООО «Антико» (г. Самара) Глеб Витальевич Успленьев: «Можно сказать, что обучение в специальных учебных центрах по специально разработанным программам является более оптимальным, нежели обучение рабочих силами своего предприятия. В последнем случае результат зависит от субъективного фактора – уровня того мастера, который проводит обучение. Кроме того, те лекции, которые может провести предприятие самостоятельно, касаются в основном вопросов техники безопасности, информация о которых общедоступна и имеется на любом предприятии. Если же и преподаются некоторые другие теоретические сведения, то методика преподавания не разработана, поэтому оно в большинстве случаев неэффективно».
Такое положение дел ведет к поиску другого выхода из ситуации. Им является создание региональных учебных центров. Один из таких центров создан в Самаре ООО «Антико» совместно с УЦ «Самара». Эта компания провела первый курс обучения антикоррозийщиков в 2002 году и сейчас работает в основном с Самарой и близлежащими регионами, однако к ее услугам стали обращаться также предприятия Башкирии и Тюмени. По словам Глеба Витальевича Успленьева, в начале деятельности центр работал по программе, разработанной главным технологом предприятия Павлом Самсоновым на основе его личного опыта и некоторых теоретических источников. В 2003 году сотрудники «Антико» прошли обучение в центре «Прометей» по программе инспекторов и впоследствии создали свою программу – по типу той, которая была разработана «Прометеем» и по согласованию с этим центром. Однако, программа «Антико» ориентирована только на маляров и все избыточные сведения из нее удалены. Кроме того, что данный учебный центр занимается лишь обучением маляров, его директор отмечает, что «в России отсутствуют разработанные курсы для маляров, и нет никаких нормативов и стандартов для подобных программ». Более того, по его словам, «поскольку центр проводит обучение не только для инспекторов и повышения квалификации рабочих, но и для начинающих молодых специалистов, мы не могли опираться и на зарубежные стандарты. Мы были в Швеции и Германии, но там не существует разработанных программ для молодых специалистов, которые проходят только внутреннее обучение у мастеров своего предприятия». Таким образом, данный центр сталкивается с уже упомянутыми проблемами – отсутствием стандартов, сертифицированных программ, узкой специализацией. Тем не менее УЦ «Самара» и ООО «Антико» справляются с другой проблемой – отсутствием практического применения полученных знаний. В основном обучение по программе этого учебного центра проходят сотрудники тех предприятий, которые работают по подряду, т.к. в этом случае персоналу предприятия требуются удостоверения на право работы, которые они могут получить, пройдя обучение. Лицензией и правом выдачи удостоверения обладает учебный центр «Самара». При этом рабочий может получить удостоверение только после того, как пройдет, кроме базового теоретического курса, и практику в течение месяца на предприятии. Клиенты учебного центра делятся на 2 основные группы – тех, кто приходит «с улицы», чтобы овладеть специальностью, и тех, кого направляют предприятия. Первая группа составляет большинство тех, кто участвует в программе 1 года обучения для начинающих и проходит практику на наших объектах. Программы 2 года обучения и все последующие в основном востребованы рабочими тех или иных предприятий. Они проходят практику на своих площадках, мы же отслеживаем, на каких именно объектах, какие функции они выполняют и как справляются с работой.
Кроме указанных проблем данный учебный центр столкнулся еще с одной – ротацией кадров при насыщении рынка рабочей силы. Вследствие этого с 2003 по 2006 гг. число клиентов центра снизилось с 70 до 30.
Другой попыткой создать региональный учебный центр является деятельность ВЫСО.Компания с 1991 года имеет учебный центр, осуществляющий краткосрочное обучение и переподготовку рабочих основного производства по профессии «промышленных альпинистов». При этом за истекший период центром было подготовлено более 1 500 специалистов. Помимо подготовки промышленных альпинистов, в Компании ведется подготовка маляров по нанесению высококачественных покрытий, организуется и проводится повышение квалификации и аттестация рабочих и линейных руководителей производства.
С 2004 г. развитие учебного центра антикоррозии проходит при поддержке Союза Коррозионистов Урала, Министерства строительства и ЖКХ Свердловской области, Уральским филиалом Академии образования. Совместно с международными учебными центрами «ВЫСО» стало проводить курс обучения супервайзеров (срок обучения 3 года). После окончания курса центром выдается сертификат международного образца. С начала 2006 года на базе площадки Союза Коррозионистов Урала организуются тематические семинары и краткосрочные курсы для руководителей и специалистов отрасли антикоррозии.
По словам Натальи Усачевой, в 2006 году на Урале компанией «ВЫСО» совместно с Союзом Коррозионистов Урала планируется открытие специализированного многоуровневого учебного центра антикоррозии, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов, получение средне-профессионального образования, организующим семинары, краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации для кадров строительства и антикоррозии, с выдачей документов об образовании как российского, так и международного образца. Еще один опыт организации собственного учебного центра принадлежит компании Hempel. Условно можно выделить три вида обучения, которое проводит Hempel. Первый вид – это внутреннее обучение сотрудников компании в Академии сервиса Hempel. Компания подготавливает по собственным программам маляров и технических специалистов. Второй вид – это обучение, которое проводится для клиентов Hempel. Для них предлагаются следующие курсы: курс для маляров, общий технический курс, курсы для персонала отдела контроля качества. Эти программы расcчитаны на технологов, руководителей, инспекторов, маркетологов, рабочих. Основными отраслями, в которых востребованы подобные образовательные услуги, являются морская индустрия, тяжелая промышленность и проектные компании. Обычно курсы проводят 2 человека – технический специалист и маляр, отвечающие соответственно за теоретическую и практическую часть курса. Теоретическая часть проводится в форме лекций с использованием методик индивидуальной и командной работы в лекционном зале, практическая часть проводится на оборудованных рабочих местах. Учащиеся сдают экзамен как по теоретической, так и по практической части, после чего получают сертификат Hempel. У клиентов компании есть возможность как посетить данные курсы в Европе, так и прослушать их в адаптированном варианте на русском языке. «За год работы учебной программы мы обучили около 25 сотрудников трех предприятий-заказчиков», — сообщает директор представительства компании Hempel  в Уральском регионе Григорий Шифрин. Наконец, третий вид обучения – это подготовка специалистов и инспекторов по программам Frosio и Norsok. Hempel – единственная компания в России, которая обладает правом выдавать сертификаты Frosio международного образца. Данная компания проводит двухнедельный курс, с полностью разработанным учебным планом в соответствии с требованиями FROSIO и Стандартом Норвегии NS 476. Программа Frosio востребована в основном специалистами, которые работают на зарубежных предприятиях, расположенных на территории России, или предприятиях, работающих с иностранными заказчиками. Кроме того, для тех, кто выполняет антикоррозионную защиту согласно стандартам NORSOK, а также для тех, кто заинтересован в выполнении таких контрактов, проводятся курсы с выдачей сертификатов Norsok по завершении. По мнению Григория Шифрина, получение международных сертификатов позволяет не только выполнить конкретный контракт, но и принципиально расширяет круг возможностей рабочего, который может стать сотрудником любого зарубежного предприятия.Как отметил Григорий Шифрин, обучение является не бизнесом компании Hempel, а скорее сопутствующей и дополнительной услугой к основному направлению — поставке оборудования и проведению защитных и окрасочных работ. Поэтому вряд ли может идти речь о конкуренции, например, с УЦ «Прометей», т.к. Hempel не является специализированным учебным центром и сотрудники компании обучаются также и в «Прометее». Между тем можно выделить несомненные преимущества того способа решения проблем, который предлагает Hempel: 1) Выдача международного сертификата в России без выезда в Европу снижает затраты на обучение, цена которого ниже, чем цена обучения в Европе, хотя и выше, чем стоимость получения российского сертификата; 2) обучение покупателей оборудования способствует параллельному развитию и росту как компании-подрядчика, так и компании-заказчика; 3) отличительной чертой учебных программ Hempel является их практическая ориентированность.
Наконец, третий путь решения проблем антикоррозионного обучения – стажировки за рубежом. Не смотря на то что международный сертификат можно теперь получить и в России, некоторые компании предпочитают проводить обучение своих сотрудников в Европе. К такой форме обучения прибегает, например, компания «Интернешнл Пэйнт». Менеджер по продажам данной компании Андрей Чураев говорит следующее: «Мы отправляем персонал на обучение по норвежской программе «Фрозио», по завершении которой можно получить сертификат на 5 лет. Эта программа легла в основу курсов и центра «Прометей», но по своему уровню они мало чем отличаются. К зарубежной программе мы обращаемся в том случае, если необходимо провести обучение для сотрудников, работающих на объектах, где много иностранных инвестиций. Зарубежные инвесторы более доверяют зарубежным же сертификатам. Хотя их получение дорого нам обходится». Таким образом, обучение в зарубежных центрах не является реальной альтернативой ситуации, сложившейся в России, речь идет, скорее, о получении квалификации, позволяющей работать на международном уровне с зарубежными партнерами. При этом стоимость такого обучения очень высока.
ЗаключениеПоложение дел в области обучения антикоррозионной защите сложное и неоднозначное. В этой сфере существует множество проблем, общих как для организаторов обучения, так и для их клиентов. Пути решения этих проблем также не совершенны и не позволяют справиться с ними окончательно. Преимущества и недостатки сложившейся системы отображены в таблице 1.
Тем не менее, несмотря на все сложности, обучение дает свои результаты. Так, Вениамин Дмитриевич Пирогов сообщает, что «если несколько лет назад все окрасочные работы в верфях Петербурга проводили югославы или греки, то теперь они вытеснены питерскими компаниями, и кроме последних не осталось практически никого». Точно так же, по его сведениям, и в Хабаровске работы на мостах теперь ведутся полностью только отечественными компаниями. И хотя это не только заслуга того или иного учебного центра, но и всей отрасли в целом, подобные тенденции позволяют оптимистически оценивать перспективы развития образования специалистов-антикоррозийщиков в России.

Источник